Современные уроки физики в московских школах могут составить конкуренцию даже социальным сетям. Все благодаря «Московской электронной школе», которую учителя используют на уроках. В ней есть огромное количество образовательного контента. Например, виртуальные лаборатории, которые позволяют школьникам проводить эксперименты даже дома.
Сейчас в Библиотеке МЭШ доступны шесть лабораторий по физике: «Молекулярная физика и термодинамика», «Электродинамика», «Оптика», «Механика», «Электромагнитное поле. Фарадей» и «Обработка результатов эксперимента». По мнению учителей физики столичной школы № 854 Татьяны Подмарьковой и Евгении Чаплыгиной, они предоставляют уникальные возможности для детей и педагогов.
Педагоги отмечают, что виртуальные лаборатории для учеников 8–11-х классов позволяют проводить опыты по соответствующим разделам физики в виртуальном пространстве. Интерактивные инструменты и объекты включают в себя конструктор, позволяющий настроить прибор под условия выполнения экспериментальной задачи. Объекты на виртуальном лабораторном столе взаимодействуют друг с другом в соответствии с математическими моделями физических законов, выполняя алгоритм, заданный юными исследователями.
Наблюдать за физическими процессами и явлениями будет интересно даже тем, кто далек от мира науки.
Каждая лаборатория оборудована точкой сохранения и включает функцию сохранения сцен, что позволяет подстраховать ученика от любых случайностей, а также специальным инструментом – панорамированием для детального рассмотрения мелких элементов установок и шкал приборов.
Какие преимущества получают ученик и учитель от использования виртуальных лабораторий?
- Прежде всего – каталог лабораторного оборудования, предоставляющий экспериментатору широкие возможности варьировать свойства объектов; каждый прибор при этом снабжен карточкой с подробным описанием.
- Проведение реалистичных экспериментов, позволяющих юным исследователям проектировать опытные установки и получать результаты, которые могут быть повторно реализованы с реальным оборудованием.
- Учитель получает возможность привнести в урок больше интерактивности и наглядности при переходе от демонстрации рисунков к демонстрации динамических моделей, а ученик с помощью виртуальной лаборатории в комфортных домашних условиях может успешно подготовиться к лабораторной работе в школе на оборудовании, совпадающем по своим свойствам с реальным.
- Очень точно воссозданы среды и условия реального экспериментального пространства. Благодаря этому формируется культура научного исследования.
«Электромагнитное поле. Фарадей»
Здесь школьники могут использовать широкий набор оборудования для проведения экспериментов по электростатике, магнитостатике и электромагнетизму.
«Оптика»
Лаборатория подходит для углублённого изучения основных законов геометрической и волновой оптики. С ее помощью можно попробовать определить, например, оптические свойства линз и зеркал или измерить длину волны света в спектре видимого диапазона или лазера.
«Механика»
Смоделировать различные эксперименты по статике, гидростатике, кинематике, динамике и законам сохранения – все это можно сделать в виртуальной лаборатории «Механика». Здесь можно изменять свойства или состояния объектов, например, увеличивать или уменьшать длину маятника.
«Молекулярная физика и термодинамика»
Здесь есть все необходимое виртуальное оборудование для изучения тепловых явлений. Можно даже смоделировать параметры окружающей среды. При проведении опытов можно активировать некоторые объекты, например, включить горелку или «кондиционер».
«Электродинамика»
С помощью этой лаборатории ребята смогут не только проводить эксперименты, но и готовиться к олимпиадам и государственным экзаменам по физике. Но самая интересная ее особенность – создание «черных ящиков», экспериментальных задач. Это отличный вариант для проверки знаний школьников.
«Обработка результатов эксперимента»
В лаборатории можно выполнить анализ фотографий и видеозаписей, сделанных во время физических экспериментов, чтобы получить количественные данные о координатах и размерах объектов, их взаимном расположении и об изменении этих параметров с течением времени. А в дальнейшем использовать полученные результаты для новых исследований и изучения физических закономерностей.